О продовольственной безопасности
18 мая 2008 г.
Актуальность темы продовольственной безопасности приобретает особую остроту в свете связанных с Всемирной торговой организацией событий. Конечно, в ВТО вступать нужно, но только на разумных условиях.
По не ясным мне причинам, в настоящее время в правовых нормах отражён приоритетный по сравнению с прочими статус оборонной отрасли, тогда как продовольственная сфера такого внимания до сих пор не удостоена.
В то же время все понимают, что держава, которая живёт импортируемым продовольствием и, тем более, не располагает действенным механизмом отслеживания качества ввозимых продуктов, зависит от политики из вне и не является до конца суверенной.
Посмотрите, что у нас происходит: при отсутствии достаточной поддержки государства закрываются отечественные предприятия, а ведь на смену произведённой ими продукции приходит импорт, как правило, сомнительного качества.
Сегодня некоторые политики и экономисты пытаются подменить вопрос продовольственной безопасности вопросом количества продовольствия и его доступности, забывая почему-то не только проблему продовольственного импорта, но и вопросы его качества и безопасности для здоровья.
В январе в рамках «правительственного часа» с докладом в Совете Федерации выступал руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андрей Бельянинов, который весьма красочно описал существующую ситуацию и поведал много интересного об импортируемых продуктах.
Глава российской таможни рассказал, что в значительной степени всё, что потребляет наша страна, ввозится из-за границы, переквалифицировавшись из ведущего производителя в потребителя.
Бельянинов акцентировал внимание на структуре собираемых платежей, в своем докладе он обозначил, что в 2007 году таможня перечислила в бюджет 3 триллиона 253 миллиардов рублей, собранных от импорта товара, что составляет 43% всей прибыли бюджета за 1 год! Тогда как оптимальными в мировой практике принято считать 10-12%.
Названные показатели свидетельствуют о ненормальной ситуации, сложившейся в сфере ввоза на российскую территорию импортных продуктов, которых, судя по всему, у нас в избытке!
Это что же, Россия не может сама обеспечивать себя продуктами?! А ведь продовольственная безопасность государства возможна лишь тогда, когда годовое производство (подчеркну - именно производство, а не ввоз) жизненно важных продуктов питания составляет не менее 80% годовой потребности населения.
При этом главный таможенник России выразил сомнения относительно эффективности существующего механизма защиты интересов российской стороны.
В Россию везут в основном некачественную дешёвую продукцию, которую страны - производители не потребляют сами. Это стало серьёзной проблемой для нас, поскольку является реальной угрозой здоровью нашего населения.
К примеру, в США в год собирают около 250 миллионов тонн кукурузы и 80 миллионов тонн сои, которые, по большей части, выращены с применением генной модификации.
Американцы радостно заявляют: мы усовершенствовали нашу картошку, и теперь ее не ест колорадский жук! - действительно повод для гордости - овощи, от которых отказались даже насекомые, теперь их хватит всем: и животным и птице, которых потом повезём в Россию, ещё и на поставки самого урожая останется... А раз не надо тратиться на обработку от вредителей, так это ещё дешевле выйдет, куда там российским товаропроизводителям до наших низких цен!
Однако наука пока нам не раскрыла тайну последствий потребления генно модифицированных продуктов (в том числе выращенных на таком сырье животных)...
Для обеспечения национальной безопасности, которая во многом базируется на продовольственной независимости, необходимо уменьшать факторы риска:
Во-первых, вся политика государства должна быть направлена на поддержку развития внутреннего производства, а не делиться на политику Минэкономразвития и Минсельхоза.
Государство обязано поддерживать родного производителя - это первоосновы действенной экономической политики.
Да, полагаю справедливым введение некоторых ограничений прямой государственной поддержки отечественного товаропроизводителя в числе условий вступления в ВТО, но никто не запрещал использовать действенные механизмы скрытой, чем активно пользуются США и все страны Евросоюза.
Во-вторых, необходимы действенные механизмы контроля ха качеством ввозимой на территорию Российской Федерации продукции.
Вот здесь начинаются проблемы с объективностью оценки качества и способа доведения информации до потребителя.
В условиях рыночной экономики и повсеместной коммерциализации всего рынка услуг, в том числе экспертных, нужен некий арбитр, правомочный в данной области. И никто, кроме государства, не вправе принять на себя такие функции.
Сегодняшняя система отслеживания качества импортного товара несовершенна и нуждается в серьезных реформах.
Необходимы лаборатории, способные дать заключение на единицу ввозимого товара. А до тех пор, пока уполномоченные эксперты таких лабораторий не провозгласят не только о безопасности импорта, но и о соответствии последнего действующим в России стандартам и нормам, о чём в итоге должна свидетельствовать соответствующая маркировка на каждой единице проверенного товара, он должен пребывать в карантине «под семью печатями».
При этом количество лабораторий и уполномоченных давать заключения экспертов должно обеспечивать оперативность решения вопросов снятия режима карантина и своевременного доведения импортной продукции соответствующего (проверенного и удостоверенного!) качества до российского потребителя.
В конце повторюсь: все эти вопросы должны быть решены именно в законодательных актах, а не в нормативных правовых актах органов исполнительной власти, поскольку значимость продовольственной безопасности страны нельзя недооценивать.
М.Г. Кавджарадзе
Добавить комментарий