История России должна стать обязательным ЕГЭ

19 июня 2013 г.

Сегодня у нас два обязательных ЕГЭ — русский язык и математика. Я считаю, что этот предельно краткий перечень должен быть дополнен предметом «История России», если мы хотим сохранить единое культурно-историческое пространство страны.

Эта идея обсуждалась на заседании консультативного совета при председателе Совета Федерации. Мне она показалась здравой. Ведь лишь тот, кто знает отечественную и зарубежную историю, может называться образованным и интеллигентным человеком.

20 лет наши дети учили историю по сотням, мягко говоря, небесспорных учебников. И это не могло пройти бесследно. Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мысль о дискретности нашего национального существования (вчера было одно, а сегодня совсем другое) упорно подбрасывается с разных сторон. Уже и Великая Победа, и Гагарин — это вроде как реликты прежних времен, и нам, современному поколению, уже не принадлежат.

Один из выдающихся европейских мыслителей прошлого довольно точно определил одну неотторжимую черту понятия «народ». Народ — это союз поколений во времени. Сегодня все чаще приходится слышать, что патриотизм, желание строить Россию, отдавая этому свои силы, навязываются сверху. Я с этим решительно не согласна. Только два примера. Скоро уже десятилетний юбилей отметит ставшая всенародной Георгиевская ленточка. Никто не заставляет граждан России вдевать её в петлицы и украшать миллионы автомобилей. А 2–3 года назад из народных глубин родилось движение «Бессмертный полк». Его никакие политологи не изобретали. Потомки героев Великой войны в дни торжеств несут по нашим улицам портреты своих дедов и прадедов, погибших в боях или уже ушедших из жизни в наше время. Сегодня это движение охватило сотни больших и малых российских городов. Для меня это голос современного поколения нашего народа.

Я надеюсь, что Российское историческое общество, которое возглавляет председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, сумеет решить трудную задачу создания концепции единого современного учебника по истории России. Это очень непростая задача. Многие страны шли к этому десятилетиями, добиваясь консенсуса в обществе и своего рода единения нации.

Примерно месяц назад, незадолго до своей кончины, ко мне обратился с письмом наш выдающийся историк Сигурд Оттович Шмидт. Он писал об очень важной проблеме — необходимости подготовки высококвалифицированных кадров — кандидатов и докторов наук — по региональной истории и краеведению.

История конкретных регионов, соединенная с нашей общей историей, — вот что должен знать каждый вступающий в жизнь молодой человек. История большой и малой родины формирует в человеке сплав истинной гражданственности, определяющей главный вектор жизненного пути.

Наша общая история навеки спаяна великими победами и великими именами. Трижды Герой Советского Союза Покрышкин, дважды Герой Амет-хан Султан, Герой Советского союза поэт Муса Джалиль и еще тысячи и миллионы отважных людей, ценивших Родину выше жизни, на века скрепили общенациональное единение и передали это наследство нам.

Сейчас в соответствии с вызовами нового века в системе российского образования идет переосмысление многих подходов. Не всё получается сразу, не всё идет просто и гладко. Наше образование должно соответствовать современным требованиям. Оно должно готовить специалистов к жизни в постоянно меняющихся условиях — растущей информатизации, постоянного рождения новых технологий. Учиться сегодня нужно в течение всей трудовой биографии — иначе неизбежны отставание и жизненный провал.

В Совете Федерации все ступени образования — от начального, даже детсадовского, до высшего — постоянно находятся в центре пристального внимания. В рамках переосмысления программы обучения в российской школе мы намерены предложить Министерству образования ввести в разряд обязательных ЕГЭ предмет «История России», а может, и более широкий — с элементами зарубежной истории, помогающий понять место нашей страны в современном мире.

История — больше, чем обычный школьный предмет. Это важная часть воспитания, источник патриотизма, любви к Отечеству. В процессе дискуссии о будущем системы образования в нашей стране на широкое общественное обсуждение можно было бы поставить предложение ввести обязательный ЕГЭ по истории.

Еще раз подчеркну, жизненный успех молодого человека, динамичная карьера, признание современников и даже полноценное человеческое счастье невозможны, по моему мнению, без глубинного понимания истории родной страны.