Валентина Матвиенко о кризисе семьи в современном обществе
В Совет Федерации приходит немало обращений, в которых граждане выражают тревогу за нынешнее состояние и перспективы российской семьи. В не меньшей мере эти вопросы заботят государство, общественные организации, ученых.
Основания для беспокойства действительно есть. Возьмем, например, динамику браков, разводов, рождаемости в нашей стране. В 1950 году на 1000 человек населения России приходилось 12 браков и 0,5 развода. В 1990 году данные показатели составили 8,9 и 3,6, в 2000 году - 6,2 и 4,3, в 2010 году - 8,5 и 5,9 соответственно. В 2012 году на 1,21 миллиона заключенных браков пришлось свыше 640 тысяч разводов, то есть распадается примерно половина браков.
Меняются состав и структура семьи. Так, 54 процента российских домохозяйств состоят из 1-2 человек. Рождаемость в нашей стране в последние годы увеличивается (это радует), но она пока не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Картина, мягко говоря, не радующая: браков заключается все меньше, разводов все больше, рождаемость низкая, не такая, к какой привыкла Россия и какая необходима для благополучия страны. Модными среди молодежи, что меня огорчает, стали гражданские браки, не характерные ранее для нашей страны.
Правда, все отмеченное происходит не только у нас, но и во многих других государствах. Это мировые тенденции. Вот почему нередко звучат заявления о том, что семья как социальный институт переживает глубокий кризис, чреватый ее полным исчезновением.
Я не разделяю эту позицию. По моему мнению, то тревожное, что происходит в последние десятилетия в сфере семьи, вовсе не ее отмирание, а трудный, подчас болезненный процесс адаптации к новым социальным, политическим, экономическим, духовным, культурным реалиям. Если разговоры о кризисе семьи вообще имеют какой-то смысл, то только в отношении господствовавшей веками патриархальной семьи с ее жестким закреплением ролей мужа и жены, отца и матери, авторитарными взаимоотношениями родителей и детей. Будем смотреть правде в глаза: такая семья изжила себя, в современном обществе ей нет места, предаваться ностальгии по поводу ее ухода не следует. Однако было бы ошибкой ставить знак равенства между нею и семьей как исторически сложившимся институтом. Запрос на семью, детей никуда не делся и никогда не исчезнет. Пока живо человечество, будет жива и семья, поскольку это та социальная клеточка, вне которой формирование гармонично развитой, физически, интеллектуально, нравственно здоровой личности просто невозможно.
Думаю, глубоко правы те, кто, говоря о предназначении семьи, ставит на первое место рождение и воспитание детей. "Главный смысл и цель семейной жизни, - писал выдающийся педагог В. Сухомлинский, - воспитание детей". Из этого не следует, на мой взгляд, что семья без детей неполноценна, ущербна. Муж и жена сами должны определять, заводить ли им детей, когда, сколько. Ни государство, ни общественность не вправе в данном вопросе оказывать какое-либо давление на них. Вот почему я не поддерживаю критиков, противников практики планирования семьи. Вместе с тем каждая женщина по своей природе ощущает в себе тягу к материнству, стремится реализовать ее. Несомненно, что и для самой матери, и для общества предпочтительнее, когда дети рождаются, растут в полной, крепкой, дружной семье.
Сегодня, когда детей в российских семьях мало, они становятся средоточием родительских устремлений. Поэтому результаты семейной политики Российского государства сегодня в очень большой степени оцениваются с точки зрения того, что она дает детям. Один из вопросов, особенно актуальный сегодня, в начале лета - это детский отдых. Система детских оздоровительных лагерей, санаториев, созданная за годы советской власти, хотя и не разрушена полностью, но в известные годы урон претерпела значительный. Сейчас она усилиями региональных, местных властей восстанавливается, развивается. В этом году, например, будет функционировать около 52 тысяч оздоровительных лагерей, которые примут порядка 8 миллионов детей. Это более половины всех российских школьников. Правительство России контролирует работу субъектов РФ по организации летнего детского отдыха, помогает в решении возникающих вопросов. Сенаторы также следят за развитием сети детских оздоровительных лагерей в своих регионах.
Немалая часть детских оздоровительных лагерей - лагеря городские, оздоровление в них оставляет желать лучшего. В то же время в ряде регионов имеются бывшие детские лагеря, которые ветшают, разрушаются, не используются по назначению, так как находятся в ведении не регионов, а федеральных организаций, учреждений, частных предприятий. В обращении в Совет Федерации губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предлагает внести в действующее законодательство изменения, которые позволят регионам принять такие объекты в свою собственность на безвозмездной основе и использовать их по назначению. Считаю эту инициативу заслуживающей внимания и поддержки. Будем работать над ее правовой реализацией.
В ряду вопросов, волнующих родителей, - так называемая детская юстиция. Я против внедрения института ювенальной юстиции в нашей стране. Считаю, что опыт других государств, на который ссылаются поборники этого института, не отвечает национальным особенностям, культуре России, ее народов. Далее, для меня неприемлемо лежащее в основе ювенальной юстиции искусственное противопоставление прав родителей и прав ребенка, причем этим последним придается абсолютный приоритет. Я не вижу оснований для такого противопоставления. В нашей стране для отстаивания интересов ребенка достаточно структур Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, институтов гражданского общества.
Особенно беспокоит граждан угроза изъятия ребенка из семьи. По моему мнению, это самая крайняя мера, на которую государство имеет право только в случае, когда существует реальная опасность для жизни, здоровья, нравственности ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям, путем работы с ними. Действия органов попечительства и опеки, правоохранительных органов по изъятию ребенка из семьи должны основываться на четких, не допускающих разночтений правовых нормах.
В завершение подчеркну: государство тем сильнее, страна тем жизнеспособнее, чем больше в ней благополучных семей. Следовательно, усилия власти, общества должны направляться в первую очередь на то, чтобы таких семей в нашей стране становилось все больше.