Школа: форма и содержание. Авторская колонка В.И. Матвиенко в Российской газете
Это естественно, ведь в России образование, школа были и остаются одной из самых значимых, подлинно общенациональных ценностей. Поэтому в российском обществе придают особое внимание развитию системы образования, ее качественному обновлению, устранению остающихся в этой области проблем. Чтобы объективно, верно оценивать реальное положение дел в этой сфере, необходимо принять во внимание результаты развернувшейся с начала "нулевых" годов работы государства, общества по восстановлению и укреплению общего образования.
В ходе реализации общероссийских проектов "Образование", "Наша новая школа", Национальной стратегии действий в интересах детей, ряда других программ коренным образом изменились система финансирования школ, расширилась их самостоятельность, обеспечен ежегодный рост зарплаты учителей.
Идет переход на новые образовательные стандарты, учебные программы. У ученика появился выбор, какие профильные предметы ему углубленно изучать. Создается среда, способствующая обучению в обычных школах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственным приоритетом стало финансирование образования. Доля расходов на эти цели возросла за 10 лет в 1,5 раза, составив 5,4 процента ВВП, а в натуральном выражении в десятки раз. Преподавание предметов, входящих в школьную программу, полностью финансируется государством. Введено бесплатное обеспечение учебниками.
По сути, в стране сформирована новая система школьного образования, отражающая современные российские реалии, нацеленная в будущее. На переднем плане задачи ее совершенствования. Что здесь представляется особенно важным?
Безусловно, должно сохраняться приоритетное финансирование школьного образования. Ведь экономия на школе обрекает общество на интеллектуальную деградацию, страну - на отставание. Совет Федерации уделял и будет уделять первостепенное внимание сохранению финансирования образования на уровне, который требуется для обеспечения устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности в мире.
С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в РФ", определяющий основные направления государственной политики в этой сфере. Вся полнота ответственности за практическую реализацию закона ложится на региональные и муниципальные органы власти. Их роль здесь главная.
Вместе с тем в хорошей школе, в качественном общем образовании заинтересована каждая российская семья. Важно, чтобы общественные организации, все неравнодушные граждане активно включались в практическую работу по обновлению, совершенствованию отечественной школы. Гражданское общество является важным ресурсом развития системы образования. В нашей стране вырабатываются эффективные механизмы взаимодействия власти и общества в этой сфере.
В указе президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года поставлена задача увеличения среднего размера зарплаты учителей до средней заработной платы в регионе. По итогам первого полугодия 2013 года в целом по стране средняя зарплата школьных педагогов сравнялась со средней зарплатой по России. Однако в ряде субъектов она все еще ниже средней по региону. Нет сомнений, что до конца года соответствующее положение указа главы государства будет выполнено. Мы, в Совете Федерации, держим этот вопрос в поле зрения.
В то же время важна уверенность школьных работников в том, что повышение их зарплаты - не разовая акция. Хочу напомнить региональным, муниципальным властям, что они обязаны уже сейчас принимать меры, направленные на обеспечение и в дальнейшем должного уровня доходов таких работников.
Возвращается школьная форма. Я с самого начала поддержала эту норму, так как считаю, что ее введение позволяет решить ряд проблем, возникающих на социальной, этнокультурной, конфессиональной почве.
Введение формы и ее вид - вопрос, который решает родительское и педагогическое сообщество каждой конкретной школы. Они обязаны позаботиться о том, чтобы форма была красивой и удобной. Обязанность региональных и муниципальных властей - принять меры, чтобы форма была доступна всем семьям, независимо от достатка.
Раздаются призывы к законодательному введению дресс-кода, обязательного для школьных педагогов. Не думаю, что это нужно. Как одеваться учителю - вопрос морального, а не правового регулирования. Арбитрами здесь должны выступать индивидуальный вкус учителя, профессиональная этика, общественное мнение, а не нормы закона.
Налицо общественный запрос на восстановление в полном объеме воспитательной функции школы. Первостепенную роль в воспитании учеников играют такие предметы, как русский язык, литература и, особенно, история. Работа над историко-культурным образовательным стандартом, едиными учебниками по истории России для средней школы идет. Желательно, чтобы она не затягивалась. Вместе с тем, на мой взгляд, приоритетом должно быть качество документов. Если они окажутся сырыми, политизированными в ущерб исторической правде и научности, то принесут вред, дискредитируют саму идею создания учебников, консолидирующих нацию, воспитывающих патриотов. Вот почему важно, чтобы эта работа шла с общественным участием.
Считаю правильным и своевременным введение профессиональных стандартов учителей. Без этого качество образования не повысить. И на федеральном, и на региональном уровне необходимо создать условия для того, чтобы все учителя имели возможность пройти необходимую переподготовку.
В то же время я согласна со специалистами, педагогической общественностью, что намечаемые стандарты ориентированы не на реального "среднестатистического" российского учителя, а на идеализированный его образ. Смогут ли федеральные и региональные органы обеспечить в масштабах всей страны переподготовку педагогических кадров в соответствии с намечаемыми стандартами? Не факт.
Полагаю, чтобы введение профессиональных стандартов педагогов прошло без потрясений для учительского корпуса, российской системы общего образования, оно должно проходить постепенно, поэтапно.
Качественное образование - один из ключевых вопросов для страны. Потому что только оно открывает реальную возможность сократить наше отставание в области технологий, структуры экономики от передовых государств, занять достойное место в мировом сообществе XXI века.