О государственных заказах и продовольственной безопасности

8 ноября 2008 г.
О проекте Федерального закона №471212-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности

Предложенные в рамках проекта Федерального закона №471212-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправки имеют безусловное значение для отрасли сельского хозяйства.

В первую очередь, в связи с наличием в названном законопроекте положений, предполагающих возможность законодательного закрепления особого порядка размещения заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Действующий порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд подразумевает единые для всех отраслей требования к участникам размещения заказа, что просто не может быть одинаково эффективным в каждом случае.

В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» основным критерием размещения заказа является цена поставляемой продукции, при таком подходе отечественные производители во многом проигрывают в борьбе с китайским и американским импортом, который по качественным показателям даже в сравнение не идет с продукцией российского происхождения. Очевидно, что при размещении заказа на поставку продовольствия приоритет должен оставаться за высоким уровнем качества продуктов питания.

Между тем, в настоящее время количество ввозимого на российскую территорию импорта продолжает увеличиваться. Так, по сведениям Федеральной таможенной службы Российской Федерации в течение трёх месяцев в январе - марте 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года уровень импортируемого в Россию мяса вырос до 251,5 тысяч тонн, сахара-сырца иностранного производства - до 1039,6 тысяч тонн, количество ввозимой в страну рыбы увеличилось до 228,6 тысяч тонн, а импортного сливочного масла - до 28,9 тысяч тонн.

Учитывая приближающееся присоединения России к Всемирной торговой организации на необоснованно жестких условиях, тема защиты интересов отечественных товаропроизводителей приобретает особую актуальность.

Российскому сельскому хозяйству просто необходима возможность закрепления особого порядка размещения заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

При этом следующим шагом должен стать законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», согласно которым появится возможность размещение заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных, муниципальных нужд с учётом специфики сельскохозяйственной отрасли на условиях предварительной оплаты стоимости предмета размещения заказа (поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), который будет исполнен в установленные контрактом сроки, обусловленные необходимым для выращивания или производства (продукции, сырья, продовольствия) периодом.

В настоящее время в Совете Федерации разрабатывается проект федерального закона, содержащий обозначенный выше механизм, но его внесение станет возможным только в случае принятия поправок, предусмотренных в проекте Федерального закона №471212-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положительное разрешение вопроса о принятии обозначенных проектов федеральных законов будет способствовать стабильности продовольственной безопасности государства и станет дополнительным фактором повышения конкурентоспособности российского сельскохозяйственного производства.

Хочу также заметить, что практика регулирования размещения заказа специальными законодательными актами сложилась давно, например, в сфере оборонной промышленности, а не так давно для литературных произведений и кинофильмов в самом законе о размещении заказов появилась целая специальная глава, что по сути тоже самое исключение из общего единого для всех порядка. Так вот, обеспечение населения качественным продовольствием - задача ничуть не менее важная!

М.Г. Кавджарадзе