ИТОГИ РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРИОД ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ 2013 ГОДА

28 сентября 2013 г.

В период весенней сессии 2013 года Совет Федерации ФС РФ продолжил работу по реализации приоритетных направлений правового обеспечения долгосрочного развития России, сформулированных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года и в его Послании Федеральному Собранию РФ 2012 года. Кроме того, продолжился процесс реформирования демократических институтов и политической системы страны.

Следует отметить существенно повышающуюся роль регионов в федеральном законодательном процессе посредствам их участия в работе Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ, который уже заявил о себе как полноценный рабочий орган палат Федерального Собрания. В период весенней сессии приступили к работе комиссии Совета законодателей, в которых концентрируется работа с региональными инициативами.

Общие итоги законодательной деятельности Совета Федерации

В период весенней сессии 2013 года проведено 10 заседаний Совета Федерации, на которых рассмотрены и одобрены 4 федеральных конституционных закона, 252 федеральных закона, из них – 28 федеральных законов о ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации с другими государствами и международными организациями . Советом Федерации отклонены 6 федеральных законов . В редакции согласительной комиссии принят отклоненный палатой закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт .
В ходе сессии продолжалась работа координационного совещания Председателя СФ, первого заместителя Председателя СФ и заместителей Председателя СФ с председателями комитетов СФ. Продолжилась практика участия в работе совещаний в режиме видеоконференции представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Анализ основных результатов законодательной деятельности Совета Федерации в ходе весенней сессии

Законодательное обеспечение сферы государственно-правового строительства и развития гражданского общества

В ходе весенней сессии продолжилось совершенствование избирательного законодательства. Одобрен закон , сокращающий с 20 до 10 дней сроки составления списков избирателей, выдачи открепительных удостоверений, информирования граждан о времени и месте голосования, и с 15 до 10 дней срок проведения досрочного голосования на референдуме субъекта Федерации и местном референдуме.

Начался процесс совершенствования законодательства, регулирующего вопросы исполнения решений Конституционного Суда РФ . Советом Федерации одобрен закон, предусматривающий увеличение с 3 до 6 месяцев срока внесения Правительством России в Государственную Думу законопроекта о внесении изменений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части, что будет способствовать решению проблемы исполнения решений Конституционного Суда. Мониторингу исполнения решений Конституционного Суда был посвящен доклад Совета Федерации 2012 года «О состоянии законодательства в РФ» .

Продолжился процесс совершенствования законодательства в сфере формирования органов власти субъектов РФ . Была установлена возможность определения законом субъекта Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Федерации его законодательным органом. Закон был разработан в развитие позиции Президента РФ В.В. Путина. Он будет способствовать учету регионального многообразия, позволит расширить права региональных парламентов.

Большое значение для развития отечественного парламентаризма имеет пакет законов, комплексно регулирующих институт парламентского контроля . Входящие в данный пакет законы предусматривают обязанность Правительства РФ направлять в палаты Федерального Собрания информацию о ходе подготовки и предполагаемых сроках принятия подзаконных нормативных правовых актов; расширяют возможности представительных органов при взаимодействии с Правительством РФ по вопросам расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий; расширяют предмет парламентского расследования с включением в него фактов грубого нарушения финансовой дисциплины; упрощают процедуру возбуждения парламентского расследования по финансовым вопросам.

Советом Федерации одобрены новации в сфере гражданской и муниципальной службы, которые призваны стать базой для создания новой модели системы государственного и муниципального управления, открытой для институтов гражданского общества. Так, палатой были одобрены законы, направленные на обеспечение прозрачности формирования кадрового корпуса гражданских служащих и системного подхода к работе с кадровым резервом на гражданской службе . Учтены требования постановлений Конституционного Суда РФ , предусматривающие совершенствование государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим.

Была продолжена работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства. В рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ, Совет Федерации одобрил закон, направленный на создание комплексной системы антикоррупционных мер в сфере государственного и муниципального управления . Законом впервые в отечественном законодательстве вводятся нормы о запрете должностным лицам, занимающим ответственные посты в публичной сфере, владеть зарубежными счетами, ценными бумагами и акциями, иностранными финансовыми инструментами.

В сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства принят ряд законов, направленных на реализацию постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам обеспечения правовых гарантий обвиняемых и осужденных лиц. В их числе: расширение перечня лиц, имеющих право на реабилитацию, включая право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, а также запрет на превышение срока домашнего ареста и содержания под стражей сверх установленной законом предельной продолжительности содержания под стражей. Одобрены также поправки, предусматривающие сокращение бюджетных расходов, связанных с производством по уголовному делу.

В рамках работы по совершенствованию судебного законодательства Советом Федерации был одобрен ряд законов, направленных на оптимизацию работы судов, совершенствование правовой базы отправления правосудия , деятельности мировых судей , регулирования деятельности судей и системы оплаты их труда . В русле реализации задач Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007–2012 годы» палатой были сделаны шаги по законодательному закреплению возможности использования в гражданском процессе видео-конференц-связи при проведении судебных заседаний . Приоритетным направлением деятельности Совета Федерации в сфере судебного законодательства стала работа по совершенствованию правовой базы административного судопроизводства в целях реализации положений, содержащихся в Послании Президента РФ.

Совет Федерации провел большую работу в направлении развития институтов гражданского общества, прежде всего Общественной палаты РФ. С целью демократизации процедур ее формирования, обеспечения большей репрезентативности и полноты отражения интересов различных социальных групп в январе 2013 года группой сенаторов был внесен соответствующий законопроект, который в конце весенней сессии стал законом . Благоприятное влияние на развитие молодежных и детских объединений призваны оказать одобренные Советом Федерации поправки в федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Члены Совета Федерации уделили особое внимание реализации поставленных в Послании Президента РФ задач по упрощению порядка предоставления российского гражданства соотечественникам, проживающим за рубежом, а также по привлечению для работы в нашей стране высококвалифицированных иностранных специалистов . В частности, палата одобрила закон об уточнении упрощенного порядка приема в российское гражданство в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также об установлении дополнительных мер в целях стимулирования указанных лиц для участия в названной Государственной программе.

Законодательное обеспечение экономической и финансово-бюджетной политики государства

Одной из ключевых задач весенней сессии стало дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей отношения в аграрном секторе, в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Совет Федерации продолжил работу над законодательными инициативами, которые направлены на совершенствование земельных отношений , поддержку отечественного сельского хозяйства , оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и фитосанитарного контроля.

Важнейшим направлением работы палаты в весеннюю сессию стало совершенствование законодательства, связанного с регулированием в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Были одобрены федеральные законы, продлевающие срок приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также упорядочивающие деятельность по управлению введенных в эксплуатацию многоквартирных домов.

Рабочей группой Совета Федерации на основе обобщения многочисленных предложений субъектов Федерации, членов Совета Федерации были оперативно подготовлены более 300 предложений по доработке законопроекта о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, из которых более 200 поправок были учтены в принятом федеральном законе , в том числе блок поправок, касающихся преференций для отечественных производителей.

Предложения Совета Федерации по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации и реструктуризации их задолженности были учтены в Федеральном законе от 7 июня 2013 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В частности, предусмотрено выделение дополнительной кредитной поддержки региональным бюджетам в объеме 70,8 млрд. рублей, в том числе за счет предоставления 32,1 млрд. рублей дополнительных бюджетных кредитов.

В период сессии Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О Счетной палате РФ». Его принятие позволило повысить роль Счетной палаты, расширить ее возможности в области парламентского финансового контроля. Указанные меры направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, положения закона предусматривают правовую основу для осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита в соответствии с международно-правовыми принципами независимого аудита.

Законодательное обеспечение социальной политики и гуманитарной сферы

Основными стратегическими документами, определившими деятельность Совета Федерации в сфере законодательного обеспечения социальной политики и гуманитарной сферы, являются Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, а также Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Наибольшее число законов было принято в сфере защиты прав и интересов детей. Они направлены на усиление системной и комплексной государственной поддержки приемных семей , защиту детей от сексуального насилия, предупреждение детской проституции и порнографии , защиту детей от вредной информации и ужесточение в связи с этим административной ответственности , а также ограничение распространения среди детей информации о нетрадиционных сексуальных отношениях . Установлен запрет на распространение информации о пострадавшем от противоправных действий несовершеннолетнем без согласия потерпевшего или его законного представителя . Одобрен закон, предусматривающий проведение социально-психологического тестирования и медицинских осмотров обучающихся в образовательных учреждениях, направленный на профилактику наркомании.

В целях обеспечения материальных интересов несовершеннолетних увеличены размеры социальной пенсии инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам . Установлен прямой запрет на выплату детских пособий родителям, ограниченным в родительских правах . Принят закон, направленный на предупреждение незаконного обналичивания средств материнского (семейного) капитала.
Создается правовой механизм, обеспечивающий деятельность Фонда социального страхования РФ по выплате пособий застрахованным лицам в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством в случае, если у страхователя на счету отсутствуют денежные средства.

Одобрен закон, предусматривающий административную ответственность за использование в средствах массовой информации материалов, содержащих нецензурную брань.

В целях формирования здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками одобрен важный закон, призванный оградить некурящих от воздействия табачного дыма. Согласно прогнозам эти меры позволят значительно снизить смертность от заболеваний, связанных с курением.

Для создания современной инфраструктуры здравоохранения субъектам РФ предоставлено право вкладывать средства, выделенные на региональные программы модернизации здравоохранения, в строительство и реконструкцию медицинских учреждений. Закреплена возможность дежурств на дому для отдельных категорий медицинских работников, а также порядок их оплаты. Это нововведение актуально для сельской местности, где остро стоит вопрос дефицита медицинских кадров.

С целью реализации принципов и требований Конвенции ООН о правах инвалидов по трудоустройству установлена административная ответственность работодателя за отказ от создания рабочих мест для инвалидов, а также в приеме их на работу в пределах установленной квоты. Внесены изменения в Воздушный кодекс РФ , которые обеспечивают права инвалидов на пользование воздушным транспортом.

Законодательно урегулированы особенности труда дистанционных работников , что расширяет возможности трудоустройства, а также создает условия для повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов, женщин, имеющих детей, пенсионеров и студентов. Установлены запрет на распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах, содержащей ограничения дискриминационного характера (в том числе по возрасту, полу, семейному, социальному положению), а также административная ответственность в случае его нарушения.

Была продолжена работа по совершенствованию законодательства, обеспечивающего усиление государственной поддержки развития науки и инновационной деятельности. Одобрен закон, уточняющий понятие государственной поддержки инновационной деятельности.

В рамках совершенствования пенсионного законодательства установлена административная ответственность за предоставление недостоверных сведений о застрахованных лицах и изменен порядок определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны

В весеннюю сессию было одобрено более тридцати федеральных законов по вопросам обороны и безопасности. Среди наиболее актуальных следует отметить закон, совершенствующий систему государственного и военного управления в мирное и военное время.

Одним из основных направлений работы Совета Федерации стало совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социальной поддержки военнослужащих. Важным шагом стало одобрение федерального закона , которым устанавливается порядок выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членам их семей.

За последнее время удалось снизить количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье . Чтобы закрепить позитивную тенденцию, Совет Федерации поддержал предложение о том, чтобы с 1 января 2014 года единовременные денежные выплаты стали основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем . Также на решение этой проблемы направлен законопроект о выплатах денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, при невозможности обеспечить их жилыми помещениями.

Серьезной проблемой остается рост дорожно-транспортных происшествий. В этой сфере приняты важные федеральные законы , касающиеся расширения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в РФ.

Члены Совета Федерации участвовали в заседаниях Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, в работе Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, принимали участие в работе рабочих групп, образованных для совместной с федеральными органами исполнительной власти работы над законопроектами, предусмотренными планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 год.

Важную роль в правовом обеспечении государственной политики играет уже вошедший в постоянную практику взаимодействия Совета Федерации с Правительством РФ «правительственный час». За время весенней сессии 2013 года в рамках «правительственного часа» на заседаниях Совета Федерации была заслушана информация Правительства РФ по 8 вопросам. По итогам каждого «правительственного часа» были приняты постановления Совета Федерации.
23 января рассмотрен вопрос «О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью». Было рекомендовано завершить разработку и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью»; разработать нормативно-правовую и методологическую базу для оценки и ликвидации экологического ущерба; разработать механизмы финансирования и экономического стимулирования работ по ликвидации экологического ущерба.

6 февраля темой «правительственного часа» было исполнение государственного оборонного заказа в 2012 году. Обсуждались необходимые законодательные меры по улучшению его исполнения. Правительству РФ рекомендовано продолжить реализацию мер, направленных на совершенствование системы управления жизненным циклом образцов вооружения, военной и специальной техники; принять меры по недопущению образования задолженности государственного заказчика перед предприятиями по оплате продукции, производимой в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

20 февраля на «правительственном часе» был рассмотрен вопрос «О ходе исполнения Федерального закона «О национальной платежной системе». Правительству РФ и Центральному банку РФ рекомендовано разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий совершенствование порядка перевода электронных денежных средств; ужесточение наказания за правонарушения с использованием электронных средств платежа; создание информационной системы сбора и предоставления участниками национальной платежной системы сведений о фактах хищения денежных средств.

6 марта состоялся «правительственный час» на тему «О мерах по развитию агропромышленного комплекса в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и участием в Таможенном союзе». В соответствующем постановлении Совета Федерации от 27 марта 2013 года № 93-СФ предложены дополнительные меры по поддержке отечественного производителя сельскохозяйственных товаров в условиях членства в ВТО.

27 марта темой «правительственного часа» стали вопросы государственной политики в области средств массовой информации и правового регулирования отношений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет . Правительству РФ рекомендовано провести мониторинг применения федеральных законов, регулирующих вопросы использования информационно-телекоммуникационных сетей, распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, продолжить совершенствование законодательства в области защиты персональных данных; подготовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты авторских прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет .
17 апреля был заслушан вопрос «О деятельности Федеральной таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза». Правительству РФ рекомендовано продолжить работу по совершенствованию норм таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ по ряду конкретных направлений.

29 мая состоялся «правительственный час» на тему «О мерах по развитию отечественной промышленности в РФ и повышении ее конкурентоспособности». В числе важнейших рекомендаций – необходимость разработки Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

26 июня был заслушан доклад «Об основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Совет Федерации выразил обеспокоенность тем, что не планируется каких-либо существенных изменений, направленных на укрепление и расширение доходной базы региональных и местных бюджетов. По мнению Совета Федерации, оптимизация федеральных налоговых льгот представляет собой значительный резерв повышения доходов региональных бюджетов.

Обзор основных рекомендаций парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий, проводимых комитетами Совета Федерации

В период весенней сессии 2013 года основные вопросы совершенствования законодательства были рассмотрены в ходе парламентских слушаний и «круглых столов»: проведено более 70 заседаний, в том числе 27 расширенных и 7 выездных.

Ключевым направлениям законодательной деятельности были посвящены следующие парламентские слушания:
* «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации» (отмечена необходимость разработки комплексной программы модернизации инженерно-технического образования);
* «О состоянии и перспективах развития почтовой связи в Российской Федерации» (предложено создать рабочую группу по доработке правительственного законопроекта «О почтовой связи» после его внесения в Государственную Думу);
* «О системе ценообразования в газовой и нефтяной отраслях» (рекомендовано оптимизировать и упростить систему налогообложения при добыче углеводородного сырья, его хранении, транспортировке, переработке и реализации; разработать меры комплексного стимулирования при строительстве новых объектов, реконструкции и модернизации действующих нефтегазовых мощностей);
* «О мегарегуляторе на финансовом рынке России» (рекомендации направлены на совершенствование регуляторной среды в условиях интеграции различных видов надзорной деятельности);
* «Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и их влияние на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Правительству рекомендовано провести работу по инвентаризации и систематизации установленных налоговых льгот и ускорить разработку методики оценки их эффективности);
* «Совершенствование нормативно-правового обеспечения института двойного гражданства для граждан РФ и соотечественников, проживающих за рубежом» (Государственной Думе рекомендовано ускорить принятие законопроекта, упрощающего порядок приема соотечественников в гражданство РФ, а также обеспечить рассмотрение президентских поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в их первоначальной редакции с целью создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин РФ);
* «О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции» (разработаны рекомендации по ужесточению миграционного контроля).

Важнейшие проблемы социально-экономического, политического и культурного развития стали предметом обсуждения на заседаниях «круглых столов» на темы: «Совершенствование механизма формирования Общественной палаты РФ: актуальность, новации, проблемы»; «Процедура медиации: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики, пути их решения» (посвящен выявлению проблем применения на практике и совершенствования закона о медиации); «Новые тенденции правового регулирования ведения бизнеса в России: риски и механизмы защиты»; «Актуальные проблемы корпоративного права»; «Проблемы законодательного регулирования недропользования и защиты окружающей среды»; «Правовые и организационные механизмы профилактики коррупции в судебной системе»; «Общественное телевидение России: региональный аспект» (подготовлены предложения органам государственной власти РФ, направленные на обеспечение деятельности российских электронных СМИ и регулирование отношений в этой сфере, а также разработку мер по поддержке и развитию Общественного телевидения России); «О разработке мер по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз» (приняты рекомендации по уточнению государственной политики в области национальной безопасности и космической деятельности); «Частно-государственное партнерство в сфере дошкольного образования» (в рекомендациях отмечена роль частно-государственного партнерства в форме попечительских или управляющих советов; концессионных соглашений в образовании как механизма частно-государственного партнерства); «Модернизация магистральных трубопроводных систем ТЭК России: инвестиции и новые технологии» (предложено поддерживать техническое состояние объектов трубопроводного транспорта в соответствии с нормативными документами и развивать собственное производство продукции, получаемой в настоящее время для трубопроводов по импорту); «Повышение инвестиционной активности на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе: задачи и пути их решения»; «Совершенствование жилищного, земельного и градостроительного законодательства в целях формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода» (рекомендовано реализовать ряд мер по облегчению предоставления гражданам жилых помещений на условиях некоммерческого найма); «Проблемы законодательного регулирования и правоприменительная практика в сфере обеспечения социальных гарантий гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; «Проблемы рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами»; «Совершенствование системы нормирования воздействий на водные объекты»; «Проблемы развития агропромышленного комплекса в условиях членства Российской Федерации в ВТО и участия в Таможенном союзе"; «Безопасность мегаполисов и крупных городов: правовые и технологические аспекты» (Правительству РФ предложено создать межведомственный совет по развитию аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» и улучшить взаимодействие исполнительных органов в этом направлении); «Состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и подготовки кадрового потенциала для оборонно-промышленного комплекса РФ»; «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья школьников» (отмечена необходимость совершенствования системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта, субъектам РФ рекомендовано активизировать работу по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях); «Социальная ответственность финансовых институтов» (рекомендовано разработать концепцию законодательного закрепления фидуциарных отношений в банковском, финансовом и корпоративном праве, основанных на доверии компаний и потребителей); «Эффективность мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон» (рекомендовано повысить систему управления особыми экономическими зонами); «Регулирование внебиржевых финансовых рынков» (предложено защитить на законодательном уровне российских граждан от неправовых действий на внебиржевых финансовых рынках).

В ходе весенней сессии продолжилась работа консультативных органов при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации.

12 марта проведено заседание Межрегионального банковского совета на тему «Совершенствование правовых механизмов банковского кредитования в целях обеспечения роста экономики России». По итогам заседания Совет принял решение рекомендовать Правительству РФ и Центральному банку РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)», направленных на включение в качестве одной из целей Банка России обеспечение экономического роста и поддержания максимальной занятости. Кроме того, при Совете сформирована и начала свою деятельность рабочая группа с участием экспертов по анализу нормативно-правовой базы Центрального банка РФ, регулирующей деятельность банковской системы.

28 июня в режиме видеоконференции состоялось организационное заседание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации – постоянно действующего консультативного органа при Совете Федерации, задачами которого являются содействие деятельности палаты в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, выработка рекомендаций и подготовка предложений по законодательному решению проблем, затрагивающих права и законные интересы молодежи.

14 февраля состоялось заседание Координационного совета при Председателе СФ по взаимодействию с институтами гражданского общества, посвященное обсуждению проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате РФ». По итогам заседания было решено продолжить всестороннее обсуждение законопроекта, а также рекомендовать Комитету СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества совместно с Правовым управлением Аппарата СФ разработать проект модельного закона «Об общественной палате субъекта РФ».

28 марта прошло заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ по вопросу «Реиндустриализация России: возможности и ограничения». В решении совета содержатся рекомендации по разработке концепции долгосрочной промышленной политики РФ и по подготовке проекта федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

2 апреля в ходе заседания Координационного совета при Председателе СФ по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему «Духовно-нравственные традиции Армии и Флота: состояние, преемственность, перспективы» отмечалась необходимость скорейшего принятия Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан». Профильному комитету СФ дано поручение ускорить разработку законопроекта.
Под эгидой Интеграционного клуба при Председателе СФ были проведены: 22–25 апреля – выездной «круглый стол» на тему «Таможенный союз: практическое измерение», а 30–31 мая – международный форум «Русский язык между Европой и Азией».
18 мая состоялось выездное заседание Совета по делам инвалидов при Председателе СФ на Международной специализированной выставке «Реабилитация. Доступная среда 2013». Основной темой для обсуждения стала реализация в субъектах РФ Государственной программы «Доступная среда».

20 мая состоялось заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ. Рассмотрены вопросы разработки долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности. Председатель СФ В.И. Матвиенко отметила, что стратегия должна быть разработана в кратчайшие сроки. Этот вопрос взят Советом Федерации на особый контроль.

29 мая на заседании Временной комиссии СФ по развитию информационного общества эксперты и представители государственных органов обсудили необходимость дополнения школьных образовательных стандартов (введение специализированного курса по безопасному поведению в сети «Интернет»). Отмечено, что на текущий момент в России фактически не ведется централизованного мониторинга использования сети «Интернет» в школах.

6 июня состоялось заседание Консультативного совета при Председателе СФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, на котором обсуждались вопросы законодательного обеспечения реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года в части укрепления гражданского единства и духовной общности многонационального народа России. Рекомендовано создать рабочую группу по мониторингу законодательного обеспечения указанной стратегии, а также провести парламентские слушания «О реализации государственной национальной политики РФ».

19 июня состоялось заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе СФ на тему «О концепции проведения Года культуры в Российской Федерации». Председатель СФ В.И. Матвиенко предложила учредить единый общероссийский фонд культурных инициатив, который привлекал бы средства благотворителей и меценатов для реализации конкретных культурных проектов.

24 июня прошло заседание Совета при Председателе СФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования по вопросу «О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью». Рекомендовано ускорить подготовку технических регламентов по безопасности пищевых продуктов, разработать проект федерального закона (регламента) «О требованиях к кормам», ужесточить требования административной ответственности за нарушения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе путем внесения дополнения в часть 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части конфискации предметов правонарушения.

24 июня также проведено заседание Экспертного совета при Председателе СФ по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «Состояние и проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе РФ». В рекомендациях отмечена необходимость разработки нормативного правового обеспечения государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе на основе единых подходов к планированию, размещению и выполнению государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения.

Международная, в том числе межпарламентская, деятельность СФ в весеннюю сессию 2013 года основывалась на принципах и направлениях, сформулированных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года и Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 февраля 2013 года.

По приглашению Совета Федерации состоялись официальные визиты в Россию парламентских делегаций Вьетнама, Швеции, Сингапура, Индонезии, Казахстана.

В ходе состоявшихся контактов с представителями ПАСЕ Председатель СФ В.И. Матвиенко поднимала вопросы прав и интересов российских соотечественников, проживающих за рубежом. Особо отмечалось бесправное положение русскоязычных жителей стран Балтии, наличие статуса «негражданства», а также опасность проявлений нетерпимости, дискриминации и национализма в этих странах.

Важным событием в международной повестке стало участие в 15-м заседании Ассоциации европейских сенатов. Председатель СФ выступила на тему «Отношения между верхней и нижней палатами парламента» и предложила провести очередное 16-е заседание Ассоциации в России.
Большое внимание уделялось развитию межрегионального сотрудничества, прежде всего с нашими ближайшими партнерами по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству – Белоруссией и Казахстаном. Межрегиональное взаимодействие активно развивалось и с европейскими партнерами, в частности с Польшей в рамках Пятого форума регионов России и Польши.

Делегация СФ принимала участие в работе Петербургского международного экономического форума, который прошел с 20 по 22 июня 2013 года.

Сотрудничество с регионами России – важнейшее направление деятельности Совета Федерации

В период весенней сессии 2013 года Совет законодателей РФ проявил себя как важный инструмент продвижения региональных инициатив.

В период весенней сессии приступили к активной работе комиссии Совета законодателей РФ. На их заседаниях были утверждены положения и планы работы. Члены комиссий внесли свои предложения в части законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействия коррупции, а также по работе с законодательными инициативами регионов.

Продолжилось развитие информационного взаимодействия законодательных органов РФ. Для регистрации и размещения проектов региональных законодательных инициатив, направляемых в Совет законодателей, запущена современная подсистема «Эксперт» АСОЗД. Создан его сайт.
Кроме того, продолжается практика проведения региональных дней в СФ.

В весеннюю сессию проведены Дни четырех субъектов РФ. Были приняты 3 постановления, подписано 5 протокольных поручений.

Также, в рамках проведенных Дней субъектов, состоялись расширенные заседания комитетов СФ.
В течение 2013 года в субъектах РФ были проведены такие крупные мероприятия, как 21-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (27–31 января 2013 года, г. Владивосток), Пятый форум регионов России и Польши (2–4 июня, г. Нижний Новгород), расширенное заседание Временной комиссии СФ по мониторингу участия РФ во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе на тему «О мерах по адаптации экономики регионов РФ к условиям Всемирной торговой организации в сфере агропромышленного комплекса» (2 июля, г. Пятигорск).

14 февраля Комитет СФ по обороне и безопасности совместно с Комитетом ГД по обороне, а также Фондом содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI» провел научно-практическую конференцию на тему «Военная безопасность России: XXI век». В ходе конференции был проведен анализ военно-политической обстановки в мире, состояния Вооруженных Сил и обороноспособности России. Поднимались вопросы модернизации ОПК страны. Обсуждались проблемы законодательного обеспечения безопасности РФ, а также роль военно-политических союзов в оборонной политике государства, перспективы развития Организации Договора о коллективной безопасности, состояние и пути улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения.

21–22 мая СФ и МПА СНГ провели шестой Невский международный экологический конгресс. Его тематика была определена исходя из решения Совета глав государств СНГ от 5 декабря 2012 года об объявлении 2013 года Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ. С учетом экокультурной направленности в рамках пленарных заседаний и тематических «круглых столов» конгресса велись дискуссии по широкому кругу проблем, охватывающих материально-производственные аспекты экологической культуры, включая развитие биоэкономики и использование биотехнологий; внедрение инновационных механизмов и инструментов экологического страхования; комплексное управление водными ресурсами и безопасную утилизацию отходов производства и потребления; экологические аспекты культуры питания и сохранения здоровья человека. В мероприятиях конгресса приняли участие более 1900 человек, среди которых – члены делегаций законодательных и исполнительных органов власти 67 субъектов Федерации.

В ходе сессии СФ также провел целый ряд других важных мероприятий, среди которых: совещание «О разработке стратегии национальной кибербезопасности РФ: состояние, предпосылки, механизмы и перспективы», заседание Международного клуба агробизнеса на тему «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы и меры по ее законодательному обеспечению»; семинары-совещания на темы «Реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «Разработка системы показателей и индикаторов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; встреча членов Комитета СФ по обороне и безопасности с военными атташе иностранных государств.

Исполнение постановлений и протокольных поручений Совета Федерации

В настоящее время на исполнении находится 85 поручений СФ, данных в течение 2013 года и предшествующих лет, из них 44 содержится в постановлениях палаты, 41 – в выписках из протоколов заседаний. В период весенней сессии 2013 года было выполнено 64 поручения, в том числе 11 – содержащихся в постановлениях СФ, в соответствии с порядком, закрепленным в Регламенте СФ.

Так, в соответствии с постановлением СФ от 28 марта 2012 года № 65-СФ «О поручении Счетной палате РФ» Счетная палата РФ проверила целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных в 2011 году для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах РФ. Итоги проведенной проверки рассматривались на заседаниях Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам 4 февраля 2013 года с участием представителей Министерства финансов РФ и Министерства образования и науки РФ и Совета палаты 26 марта 2013 года.

Информация о ходе исполнения постановления СФ от 28 марта 2012 года № 62-СФ «О состоянии миграционной политики в РФ и путях ее совершенствования» стала предметом обсуждения на заседании Совета палаты 5 февраля 2013 года.

В плане реализации постановления СФ от 27 апреля 2012 года № 91-СФ «О докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 год» Комитет СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества разработал проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Законопроекты направлены на расширение возможностей Уполномоченного по правам человека в РФ при реализации его процессуальных прав в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, а также на уточнение порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ.

В контексте реализации постановления СФ от 18 июля 2012 года № 237-СФ «О мерах по укреплению сотрудничества с государствами – участниками СНГ, международного гуманитарного сотрудничества, повышению качества работы с соотечественниками, проживающими за рубежом» Комитет по международным делам совместно с Россотрудничеством подготовил проект Плана мероприятий Правительства РФ по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры на 2013–2015 годы.

На 333-м заседании СФ 27 апреля 2013 года были одобрены принятые ГД федеральные законы «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» и «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений». Эти вопросы являлись темой Обращения СФ от 28 марта 2012 года № 61-СФ к Президенту РФ.

Из 44 постановлений СФ, находящихся на исполнении, более половины содержат предложения и рекомендации Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, Государственной Думе, Счетной палате РФ.

Так, 19 апреля 2013 года Счетная палата РФ представила в Совет Федерации отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка обоснованности цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в сфере электроэнергетики и общедоступной связи» и включила в план своей работы на 2013 год контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на финансирование мероприятий по ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью».
По ряду постановлений работа продолжается. Например, ведется мониторинг исполнения постановления СФ от 18 апреля 2012 года № 78-СФ «О мерах по реформированию лесного хозяйства РФ». В рамках реализации постановления СФ от 27 апреля 2013 года № 157-СФ «О деятельности Федеральной таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза» Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Шувалов дал поручение ФТС и Минэкономразвития России проработать предложения СФ и в ноябре 2013 года проинформировать палату. Во исполнение пункта 1 постановления СФ от 19 декабря 2012 года № 399-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» создана рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона и проведено ее первое заседание.
В период весенней сессии выполнено также 30 протокольных поручений палаты, в соответствии с которыми комитеты СФ системно осуществляли мониторинг правоприменительной практики, в том числе в сфере проведения технического осмотра транспортных средств, содействия жилищному строительству, государственного регулирования алкогольного рынка и других. Во исполнение протокольных поручений подготовлен ряд законопроектов.

В рамках исполнения протокольных поручений палаты также состоялись парламентские слушания.

Заключение

Анализ итогов и задач законодательной деятельности СФ показывает сложность и многогранность вопросов, связанных с законодательным регулированием важнейших сфер жизни общества и государства. На современном этапе развития страны выработка стратегии правового развития, основанной на перспективном законодательном регулировании, является насущной потребностью.