Развитие региональной авиации
Во время своего выступления Дмитрий Медведев обратил внимание на следующее.
За короткий срок мы планируем увеличить показатель мобильности населения до 40%. Цель амбициозная, она является ключевой в этой сфере для Правительства. Государственная поддержка региональных перевозок растёт каждый год, несмотря даже на известные финансовые трудности. У нас субсидируются перелёты с Дальнего Востока и из Калининграда в центральную часть России и обратно, работают три программы поддержки региональных авиакомпаний, действуют механизмы возмещения части затрат по лизинговым платежам и поддержке малых аэропортов – всё это миллиарды рублей. На развитие региональной авиации всего в этом году будет израсходовано более 12 млрд рублей. Сумма вроде бы и немаленькая, но если её соотносить с масштабами нашей территории, с проблемами, которые накопились в отрасли, то она довольно скромная.
Тем не менее, несмотря на это, можно говорить об определённых результатах. За девять месяцев 2013 года российские авиакомпании перевезли пассажиров на 14% больше, чем в прошлом году, а пассажиропоток на межрегиональных маршрутах (исключая Московский авиационный узел для чистоты эксперимента) также увеличился, и не на 3–4%, как это происходило в последние годы, а на 16% и более, по сути, до 8,5 млн пассажиров. Открыто было более сотни новых маршрутов. Это всё не может не радовать, это действительно неплохие результаты.
Но очевидно, что затраты авиакомпаний на перевозку одного пассажира на региональных линиях выше, чем на магистральных, и для формирования современной сети маршрутов необходима продуманная, я бы даже сказал, системная государственная поддержка, причём, скажем прямо, активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов. От того, насколько мы эффективно взаимодействуем на разных уровнях, и зависит успех работы.
Обозначу ещё несколько позиций, которые, на мой взгляд, достаточно важны, и потом перейдём к обсуждению. Во-первых, необходимо стимулировать развитие авиаперевозок на относительно небольшие расстояния, в том числе применяя оправдавшие себя механизмы субсидирования. Почему это нужно делать? Причина очень простая: страна у нас огромная, это просто нужно людям – расширять круг их возможностей, повышать их деловую активность и, конечно, улучшать, по сути, качество жизни.
Во-вторых, по итогам работы, по всей вероятности, необходимо будет продолжить работу по субсидированию рейсов авиакомпаний, которые открывают новые авиамаршруты. Это касается всех без исключения регионов России.
В-третьих, в отношении парка региональных самолётов: потребность в них постоянно растёт, это связано с развитием сети внутренних перевозок. Мы к этому стремимся, но возникают проблемы, получается некий круг – нужно субсидировать затраты авиакомпаний, которые берут технику в лизинг. В 2012 году по такой схеме было куплено 26 самолётов, в 2013-м предлагается купить более 30. В будущем такую практику мы продолжим.
И последнее. Конечно, нам нужно заниматься подготовкой профессиональных кадров, увеличивать набор курсантов-лётчиков в авиационные учебные центры, учить их как следует, не экономить деньги на обучении. В училищах должны быть и современные тренажёры, и лучшая учебная техника, иначе мы квалифицированных лётчиков никогда не получим. Не буду говорить банальностей, но очевидно, что современными машинами должны управлять пилоты-профессионалы с отличным качеством лётной подготовки. От этого зависят и развитие региональной авиации, и безопасность полётов, несомненно, и общее развитие отрасли в целом.