ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
НАЧАЛЬНИК ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
«12» октября 2005 г. № 6
г.Москва
О Порядке работы с законопроектами, федеральными конституционными законами и федеральными законами в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации
В целях совершенствования работы Правового управления Аппарата Совета Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1.Утвердить прилагаемый Порядок работы с законопроектами, федеральными конституционными законами и федеральными законами в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации.
2.Ознакомить работников Правового управления Аппарата Совета Федерации с настоящим распоряжением под роспись.
3.Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителей начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации.
В.В.СВИНАРЕВ
Утвержден
распоряжением заместителя
Руководителя Аппарата
Совета Федерации – начальника
Правового управления
от 12 октября 2005 года
№ 6
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ЗАКОНОПРОЕКТАМИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КОНСТИТУЦИОННЫМИ ЗАКОНАМИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ В ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
1. Работа с законопроектом после его рассмотрения Советом Государственной Думы
По законопроекту, рассмотренному Советом Государственной Думы, в Правовом управлении проводится правовая экспертиза, по результатам которой готовится справка. Помимо замечаний и предложений по концептуальным и иным юридически значимым положениям законопроекта в справке должно быть отражено соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, в том числе норм законопроекта, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Особое внимание необходимо обращать на:
- соблюдение конституционных положений в отношении полномочий Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных судов;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе на соответствие законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- соблюдение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации по бюджетному обеспечению соответствующих полномочий.
Кроме того, в справке по законопроекту должно быть отражено соответствие законопроекта федеральным конституционным законам, федеральным законам, в том числе основным отраслевым законодательным актам, обращено внимание на отсутствие или неверное определение предмета правового регулирования, место законопроекта в системе законодательства Российской Федерации. Если устанавливается несоответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому нормативному правовому акту не соответствует законопроект (со ссылкой, каким конкретно принципам или статьям акта не соответствует) и в чем выражается это несоответствие.
При проведении экспертизы законопроекта необходимо также определять его соответствие постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.
Отдельное внимание в справке должно быть уделено вопросам соблюдения внутренней логики законопроекта: нет ли противоречий между его структурными частями и нормами. Если такие противоречия обнаружены, то они должны быть названы конкретно, а также даны рекомендации по их устранению.
Если в проведении правовой экспертизы принимают участие несколько отделов (далее – отделы-соисполнители), то не позднее чем за сутки до установленного срока исполнения поручения подготовленные ими справки, завизированные непосредственными исполнителями и подписанные соответствующими начальниками отделов-соисполнителей, передаются в отдел, являющийся ответственным исполнителем (далее – отдел-исполнитель).
Отдел-исполнитель готовит обобщающую справку. В том случае, если он согласен с замечаниями и предложениями, содержащимися в справках отделов-соисполнителей, эти замечания и предложения включаются в текст и обобщающая справка визируется непосредственными исполнителями и начальниками отдела-исполнителя и отделов-соисполнителей.
В случае если согласованной позиции достичь не удается, непосредственные исполнители и начальники отделов-соисполнителей визируют обобщающую справку с замечаниями. При этом к визовому экземпляру обобщающей справки прикладываются справки, отражающие позицию отделов-соисполнителей, завизировавших обобщающую справку с замечаниями.
При наличии разногласий между отделом-исполнителем и отделами-соисполнителями о существе разногласий докладывается курирующему отдел-исполнитель заместителю начальника Правового управления. Указанный заместитель начальника Правового управления проводит консультации с соответствующими отделами Правового управления. Если не у всех отделов-соисполнителей заместитель начальника Правового управления является куратором, к консультациям привлекается заместитель начальника Правового управления, курирующий отделы-соисполнители, непосредственные исполнители и начальники отделов-соисполнителей, завизировавшие обобщающую справку с замечаниями.
Если в результате проведенных консультаций вырабатывается согласованная позиция отдела-исполнителя и отделов-соисполнителей, обобщающая справка визируется в установленном порядке и направляется в соответствующие комитеты, постоянные комиссии Совета Федерации.
Если согласованной позиции в результате указанных консультаций достичь не удается, заместитель начальника Правового управления, курирующий отдел-исполнитель, докладывает заместителю Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальнику Правового управления о разногласиях между отделом-исполнителем и отделами-соисполнителями. В этом случае окончательное решение о содержании обобщающей справки принимает заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальник Правового управления, который и подписывает ее.
Начальники отделов или их заместители, а также непосредственные исполнители по законопроекту должны присутствовать на заседании комитета, постоянной комиссии Совета Федерации при обсуждении законопроекта и по их просьбе разъяснить позицию Правового управления.
2. Работа с законопроектом, принятым Государственной Думой в первом чтении
По законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении, в Правовом управлении готовятся поправки к его тексту. Форма представления поправок должна соответствовать таблице поправок Государственной Думы. Каждая поправка должна содержать ссылку на соответствующие разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы, в которые необходимо внести изменения.
Если поправки к законопроекту подготовить не представляется возможным, готовится справка по законопроекту, которая могла бы быть использована комитетом, постоянной комиссией Совета Федерации при подготовке поправок к законопроекту.
В случае когда в подготовке поправок или справки по законопроекту принимают участие отделы-соисполнители, взаимодействие между ними и отделом-исполнителем осуществляется в соответствии с разделом 1 настоящего Порядка.
По просьбе комитета, постоянной комиссии Совета Федерации работники Правового управления, принимавшие участие в подготовке поправок или справки, могут принимать участие в подготовке поправок непосредственно в комитете, постоянной комиссии Совета Федерации. Однако если комитет, постоянная комиссия Совета Федерации вносит поправки к законопроекту для рассмотрения их на заседании Совета Федерации, непосредственный исполнитель отдела-исполнителя в обязательном порядке принимает участие в подготовке этих поправок и визирует их.
По тексту поправок проводится лингвистическая экспертиза. Визирование осуществляется в порядке, установленном для подготовки актов Совета Федерации.
Начальники отделов или их заместители, а также непосредственные исполнители по законопроекту должны присутствовать на заседании комитета, постоянной комиссии Совета Федерации при обсуждении законопроекта и по их просьбе разъяснять позицию Правового управления.
3. Работа с федеральным конституционным законом (федеральным законом), принятым (одобренным) Государственной Думой
По поступившему в Правовое управление федеральному конституционному закону (федеральному закону), одобренному (принятому) Государственной Думой, (далее – закон) проводится правовая экспертиза, по результатам которой готовится заключение.
В заключении в обязательном порядке необходимо:
- отразить соответствие закона Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, в том числе основным отраслевым законодательным актам;
- указать, в чьем ведении находятся вопросы, регулируемые законом - в ведении Российской Федерации или совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации);
- определить, подлежит ли закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации;
- указать срок, в течение которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации закон может или должен быть рассмотрен в Совете Федерации;
- изложить позицию субъектов Российской Федерации по отношению к данному закону.
В случае если закон содержит положения о необходимости принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимо указать, по каким вопросам и каким органом предполагается их принятие.
В тексте заключения в необходимых случаях дается оценка соответствия закона обязательствам, принятым на себя Российской Федерацией в связи с заключенными ею международными договорами и соглашениями.
В заключении также должны найти отражение и другие положения, содержащиеся в разделе 1 настоящего Порядка.
Проект обобщенного заключения готовит отдел-исполнитель. В том случае, если он согласен с замечаниями и предложениями, содержащимися в проектах заключений отделов-соисполнителей, эти замечания и предложения включаются в обобщенный проект заключения, который визируют непосредственные исполнители, начальники отдела-исполнителя и отделов-соисполнителей.
В случае если согласованной позиции достичь не удается, непосредственные исполнители и начальники отделов-соисполнителей визируют обобщенное заключение с замечаниями. При этом к визовому экземпляру обобщенного заключения прикладываются заключения, отражающие позицию отделов-соисполнителей, завизировавших обобщенное заключение с замечаниями.
Ответственность за подготовку проекта обобщенного заключения несет заместитель начальника Правового управления, курирующий отдел-исполнитель, и визирует его.
Заместителю Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальнику Правового управления вопрос об обобщенном заключении на закон докладывают заместитель начальника Правового управления, курирующий отдел-исполнитель, и начальник отдела-исполнителя.
Заключение Правового управления подписывает заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальник Правового управления.
Заместители начальника Правового управления, начальники отделов или их заместители, а также непосредственные исполнители по закону должны присутствовать на заседании комитета, постоянной комиссии Совета Федерации при обсуждении закона и по их просьбе разъяснять позицию Правового управления.
В случае отклонения закона с созданием согласительной комиссии по просьбе комитета, постоянной комиссии Совета Федерации работники Правового управления, участвовавшие в подготовке заключения, могут принимать участие в работе согласительной комиссии на правах экспертов.
Тексты проектов постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законам и принятые постановления проходят правовую и лингвистическую экспертизы и визируются в порядке, установленном для подготовки актов Совета Федерации.
4. Работа с законопроектом, подготовленным для рассмотрения на заседании Совета Федерации в качестве реализации им права законодательной инициативы
Результатом правовой экспертизы законопроекта, подготовленного для рассмотрения на заседании Совета Федерации в качестве реализации им права законодательной инициативы, является заключение Правового управления, требования к которому установлены разделами 1 и 3, а порядок подготовки – разделом 1 настоящего Порядка.
В заключении необходимо также отмечать, представлены ли одновременно с законопроектом документы и материалы, предусмотренные статьей 105 Регламента Государственной Думы, если такие документы и материалы необходимы для внесения законопроекта в Государственную Думу (заключение Правительства Российской Федерации, отзыв Верховного Суда Российской Федерации, документы и материалы, предусмотренные статьями 192, 213 и 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Особое внимание следует уделять терминологии законопроекта, ее корреляции с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого анализируется соблюдение требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, в частности, отмечаются нарушения, связанные с оформлением текста законопроекта, его структурных единиц, ошибки и неточности в указании источников официального опубликования, проверяется правильность внесения изменений в законодательные акты, а также правильность признания законодательных актов и их структурных единиц утратившими силу. Даются конкретные рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.
Заключение Правового управления направляется в комитет, постоянную комиссию Совета Федерации.
Поступивший в Правовое управление для визирования перед рассмотрением на заседании Совета палаты законопроект направляется в отдел-исполнитель для проведения повторной правовой экспертизы. По ее результатам готовится справка, в которой указывается, какие замечания и предложения Правового управления были учтены комитетом, постоянной комиссией Совета Федерации при доработке законопроекта, а какие не были учтены.
По тексту законопроекта, подготовленного для рассмотрения на заседании Совета Федерации, проводится лингвистическая экспертиза. Визирование осуществляется в порядке, установленном для подготовки актов Совета Федерации.
5. Участие Правового управления в реализации Положения о порядке организации и финансирования законотворческой и научно-исследовательской деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с привлечением внешних экспертных организаций
В соответствии с Положением о порядке организации и финансирования законотворческой и научно-исследовательской деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с привлечением внешних экспертных организаций, утвержденным Советом палаты (протокол № 23 от 1 июля 2003 года), именуемым далее Положением, Правовое управление осуществляет правовую экспертизу поступивших от комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации предложений о проведении законопроектных работ и по ее итогам готовит заключения об актуальности этих предложений, значимости предмета регулирования общественных отношений.
Порядок взаимодействия отдела-исполнителя и отделов-соисполнителей, права и ответственность исполнителей, соисполнителей, начальников отделов или их заместителей, заместителей начальника Правового управления по указанным предложениям соответствует порядку, изложенному в разделе 1 настоящего Порядка.
После представления комитетами, постоянными комиссиями Совета Федерации законопроектов, подготовленных в рамках реализации Положения, Правовое управление проводит правовую экспертизу указанных законопроектов и готовит по ним заключения.
К содержанию заключения предъявляются требования, изложенные в разделах 1, 3 и 4 настоящего Порядка. Особое внимание следует уделять соответствию содержания законопроекта предварительно согласованной концепции.
Порядок подготовки указанных заключений соответствует порядку подготовки справок по законопроектам, изложенному в разделе 1 настоящего Порядка.
Заключения на научно-исследовательские работы, осуществляемые в рамках реализации Положения, готовятся на основании специального поручения заместителя Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальника Правового управления.