Планирование и размещение заказов, исполнение контрактов на выполнение НИОКР
11 апреля 2012 года Комитет Света Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике провел «круглый стол» на тему: «О проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе» в части планирования, размещения заказов и исполнения контрактов на выполнение НИОКР».
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Михаил Осеевский, директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Наумов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, производственных учреждений и фондов, ведущие специалисты высших учебных заведений.
Необходимость проведения данного мероприятия обусловлена несовершенством положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который до настоящего времени регламентирует не все вопросы, связанные с организацией торгов, а также не отвечает поставленным руководством станы задачам модернизации и инновационного развития российской экономики. Предусмотренные законом процедуры размещения заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) дают возможность участвовать в торгах организациям, не обладающим научными кадрами должной квалификации и не имеющим необходимой материально-технической базы. Однако путем демпинга такие организации порой становятся победителями конкурсов, что значительно снижает уровень и качество НИОКР.
Сегодня руководством страны поставлена задача отказаться от существующей неэффективной системы размещения государственных заказов и заменить ее новым механизмом – федеральной контрактной системой, которая позволит объединить воедино весь цикл от планирования и размещения заказа до контроля за исполнением контракта и оценки эффективности расходов. Разработкой проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который должен прийти на смену Федеральному закону № 94 ФЗ, занимается Министерство экономического развития Российской Федерации.
По итогам обсуждения были приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации. Участники заседания поддержали необходимость оптимизации системы обеспечения государственных нужд путем перехода к федеральной контрактной системе, но отметили, что законопроект требует доработки с целью создания благоприятных условий для активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» в части планирования, размещения заказов и исполнения контрактов на выполнение НИОКР» предусматривает:
право заказчика устанавливать квалификационные требования к участникам конкурса;
расширение способов размещения заказов, в том числе законодательно закрепляет возможность проведения двухэтапного конкурса в случае заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок;
законодательно закрепляет возможность проведения конкурса с ограниченным участием, предполагающего обязательность предквалификационного отбора его участников при заключении контракта на поставку особо сложного оборудования или оборудования специализированного характера;
при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских работ допускается возможность заключения контракта с несколькими участниками конкурса;
при осуществлении закупок на выполнение НИОКР нижняя граница суммы значимости критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ» устанавливается на уровне 20 %, в то время как сейчас эта сумма не может быть менее 55 %;
при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной заказчиком, участник, представивший такую заявку, обязан представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. При этом в случае проведения процедур закупок в сфере НИОКР комиссия отклоняет заявки, содержащие предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, независимо от наличия в них обоснования цены.
В числе предложений по доработке законопроекта участники заседания высказали «круглого стола» пожелание учесть положения Федерального закона № 418-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предоставил право размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, если:
бюджетное учреждение – исполнитель НИОКР привлекает в ходе исполнения третьих лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения НИОКР;
выполнение НИОКР осуществляется бюджетным учреждением за счет грантов из бюджетных и внебюджетных источников.
Также участники «круглого стола» предложили (по аналогии с действующей редакцией пункта 32 и 33 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ) дополнить установленный частью 1 статьи 85 законопроекта о федеральной контрактной системе перечень исключительных случаев, в которых применяется процедура закупок из единственного источника:
деятельностью бюджетных учреждений – исполнителей НИОКР по привлечению ими третьих лиц для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в ходе исполнения бюджетными учреждениями контрактов и иных гражданско-правовых договоров на выполнение НИОКР;
выполнением НИОКР бюджетным учреждением за счет грантов из бюджетных и внебюджетных источников.
Предложено ввести норму прямого действия об использование квалификационных требований к участникам процедур закупок в случае, когда от квалификации исполнителя напрямую зависит качество работ или услуг размещения заказа на выполнение НИОКР.
Необходимо закрепить в законопроекте о федеральной контрактной системе норму, которая позволит при закупке специализированного уникального научного оборудования и расходных материалов, не имеющих аналогов, включать в описание объекта закупок фирменное наименование и наименование производителя.
В связи с тем, что законопроектом о федеральной контрактной системе предусматривается разработка и формирование планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с публикацией в сети Интернет графиков проведения конкурсов на 3 летний период (с дальнейшим увеличением срока до 5 7 лет) и установлением мер ответственности за формирование и реализацию этих документов, а изменения в сфере науки, техники и технологий относятся к наиболее трудно прогнозируемым, зачастую последующее планирование заказов НИОКР зависит от результатов проведенных ранее работ (или отсутствия результатов), предлагается определить специальный порядок формирования и уточнения планов и планов-графиков закупок в сфере НИОКР, основанный на мониторинге результатов фундаментальных и поисковых работ и обеспечивающий оперативный вывод прорывных результатов на стадию прикладных НИОКР.
Предложено дополнить законопроект о федеральной контрактной системе нормой, предоставляющей возможность заказчику по результатам обязательной экспертизы полученных исполнителем отрицательных результатов выполнения той или иной научно-исследовательской работы признать их соответствующими условиям контракта и осуществить их приемку при соблюдении всех остальных условий контракта.
Целесообразно в законопроекте о федеральной контрактной системе регламентировать обязанность государственных заказчиков проводить патентные исследования на стадии планирования с целью обоснования необходимости постановки соответствующих НИОКР и конкретных требований технического задания.
Законопроектом о федеральной контрактной системе устанавливается право заказчика при проведении конкурса на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки привлекать экспертов или экспертные организации и создавать экспертные советы для квалифицированной оценки заявок. Поскольку квалифицированная научная экспертиза является действенным фактором обеспечения эффективного расходования бюджетных средств в области НИОКР, необходимо ввести императивную норму, обязывающую заказчиков создавать экспертные советы для оценки как заявок и результатов НИОКР.
С целью общественного контроля за эффективностью использования бюджетных средств в сфере науки целесообразно дополнить предусмотренный законопроектом перечень информации о результатах исполнения контракта на НИОКР, размещаемый в единой информационной системе, сведениями о полученных в ходе выполнения работ результатах, включая список опубликованных в ходе выполнения НИОКР статей в рецензируемых научных журналах и полученных результатов интеллектуальной деятельности.
- А что у нас там с НИОКРОМ?
Председатель Совета Директоров – дальше