О проекте федерального закона №68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

10 июля 2012 г.

О проекте федерального закона №68702-6
«О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента РФ о совершенствовании законодательства в сфере государственных закупок и формировании государственной контрактной системы в связи с очевидной неэффективностью существующего механизма обеспечения государственных нужд.
Представленный проект федерального закона определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.
Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований настоящего Федерального закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно законопроекту в основу обеспечения государственных нужд заложен принцип единства федеральной контрактной системы, не предполагающий какой-либо дифференциации в зависимости от вида экономической деятельности и отраслевой принадлежности.
При этом возможность конкретизации и определения особенностей правового регулирования предусмотрена исключительно в части, касающейся государственного оборонного заказа, а также государственного материального резерва, которые могут быть установлены федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О государственном материальном резерве".

Законопроект устанавливает национальный режим для иностранных поставщиков, когда при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары (работы, услуги) закупаются заказчиками на равных условиях с товарами российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено введение общественного контроля за соблюдением положений закона, который будет заключаться в праве общественных объединений и объединений юридических лиц давать предложения по совершенствованию законодательства о федеральной контрактной системе, а также запрашивать информацию, отслеживать нарушения и обращаться в органы надзора и судебные органы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с жалобами на неправомерные действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих).
Представляется, что такие нормы существенно усилят правовой статус и значение саморегулируемых организаций.

Законопроект существенно расширяет область информационного обеспечения федеральной контрактной системы.
Предполагается введение единой информационной системы, которая обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок.
Согласно законопроекту помимо информации о размещении государственного заказа опубликованию подлежит информация прогнозах и планах закупок, информация о реализации этих планов, результаты оценки эффективности обеспечения государственных нужд, информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, а также результаты аудита, надзора и контроля; документальные отчеты (отчеты).

Законопроектом установлено, что заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
открытый конкурс;
конкурс с ограниченным участием;
двухэтапный конкурс;
электронный аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений;
закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона;
единственный источник.
При этом Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкретной закупки для обеспечения государственных нужд, в том числе не предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Законопроектом вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура размещения заказа не состоялась.

Согласно законопроекту для оценки заявок (предложений) участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик вправе в документации об осуществлении закупок устанавливать следующие критерии:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
квалификация участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (включая наличие у участника процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы).
При этом в документации об осуществлении закупок заказчик обязан указать критерии, используемые для определения победителя, и величины значимости этих критериев. При этом количество используемых для определения победителя критериев при осуществлении закупок, за исключением закупок путем проведения аукциона, должно быть не менее двух.
Порядок оценки заявок (предложений) участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрен закрытый перечень расчетных методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта. Так, начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования как минимум одного из следующих методов:
- нормативный метод (обязателен, в случае, когда правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг, в том числе их максимальная стоимость, количество, объем, качество);
- метод одной цены (только в случае, когда предполагается осуществление закупок товаров, поставляемых одной организацией, которая обладает исключительными правами на данный продукт и устанавливает цену на него);
- тарифный метод (в обязательном порядке применяется, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом на данный товар);
- метод индексации (расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров, закупленных заказчиком в предыдущем году, на индекс потребительских цен или иной обоснованный заказчиком коэффициент);
- запросный метод (используется при отсутствии возможности применения всех ранее перечисленных методов при наличии конкурентного рынка из не менее 3х субъектов);
- проектно-сметный метод (цена контракта определяется на основании разработанной проектной документации);
- метод расчета удельной цены основного параметра (посредством изучения ценовых предложений не менее чем трех субъектов предпринимательской деятельности, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика). Этот метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости;
- самостоятельный расчет заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в случае невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием указанных ранее методов. В этом случае в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта.

Законопроектом предусмотрено введение процедуры отклонения заявок с демпинговой ценой, обязывающей участника при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на двадцать пять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить соответствующие расчеты. Данную норму можно рассматривать в качестве некой антидемпинговой меры.

Законопроектом установлено, что при заключении контракта указывается твердая цена, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается формула цены, установленная заказчиком в документации об осуществлении закупок. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

Законопроектом предусмотрено введение института контрактной службы (контрактного управляющего) заказчиков, то есть подразделения (должностного лица), отвечающего за реализацию всего цикла закупок, при этом сотрудники контрактной службы будут нести персональную ответственность за соблюдение требований, установленных Федеральным законом.

При размещении государственного заказа процедура проведения открытого конкурса предусмотрена во всех случаях, кроме:
- конкурса с ограниченным участием (конкурс с предквалификационным отбором на высокосложные, инновационные или специализированные товары, работы, услуги);
- двухэтапного конкурса (проводится в два этапа для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками), в целях проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок и т.д.;
- электронного аукциона (заказчик обязан применять процедуру электронного аукциона в случае, если осуществляются закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что без всяких разъяснений в этой же статье законопроекта указано, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров (работ, услуг), не включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Каким образом определяется правомерность размещения заказа именно на электронном аукционе, а не на конкурсе, законопроектом не уточняется.
- запроса котировок (для закупки имеющихся в наличии товаров, которые производятся или предоставляются не по конкретному описанию заказчика и для которых сложился рынок, при условии, что цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей);
- запроса предложений (победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах). Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случае срочности размещения заказа (например, чрезвычайного события) или если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно.
- закрытого способа определения поставщика (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений), которые проводятся в исключительно случае закупки товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, или заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и т.д.
- осуществления закупок из единственного источника.

10 июля 2012 г. 17:03 #
Igorek
 
Этот закон очень похож на 94ФЗ скрещенный с регламентом проведния закупок на B2B энерго. А ведь обещали то другое. От планирования и прогнозирования только описание действия бесполезной программы "АС Прогноз" и старых поправок про План-график, уже вроде бы одобренных для включения в 94ФЗ. Из нового только крайне спорные тезисы о дальше
13 июля 2012 г. 17:26 #
Синоптик
Re:
Что-то ооооочччень мудрёное
Ещё 1 комментарий
11 июля 2012 г. 10:55 #
Народ
 
К муниципальным нуждам относятся только нужды муниципальных образований. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Статья 2. муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; То есть муниципальные учреждения от этого счастья освобождены? дальше
13 июля 2012 г. 17:27 #
Н Ленинъ
Re:
Законъ сiречь дышло
Ещё 6 комментариев
17 июля 2012 г. 11:22 #
Виктория
 
Вот интересно мне: закон вышел, но он хоть что-нибудь у нас отрегулирует вообще?
17 июля 2012 г. 18:01 #
Boss
Re:
Отрегулирует
Ещё 2 комментария
22 декабря 2012 г. 4:49 #
XPedrinhox
Re:
This insight's just the way to kick life into this dbatee.
23 декабря 2012 г. 4:37 #
uubvbhy
Re:
svQqbQ <a href="http://brpvashzhofc.com/">brpvashzhofc</a>
Ещё 1 комментарий
23 декабря 2012 г. 9:01 #
tdxbymdyr
Re:
PY0seW , [url=http://gdqlwipjpylb.com/]gdqlwipjpylb[/url], [link=http://mgwxstquuvis.com/]mgwxstquuvis[/link], http://oydlhadzgwot.com/
Ещё 1 комментарий
23 декабря 2012 г. 16:23 #
rgbgghbzcms
Re:
kl5gUS <a href="http://gqcxduhhmgoa.com/">gqcxduhhmgoa</a>
17 июля 2012 г. 11:23 #
Сундукова
 
Вообще закон отличный. Главное, чтобы работал. И тогда все хапуги потеряют возможность покупать абы что на деньги налогоплательщиков.
17 июля 2012 г. 18:02 #
Lord
Re:
Внимательно вчитываясь в текст, вы найдёте и коррупционно значимые ремарки, и поводы для найма именно заинтересованных в откате исполнителей
Ещё 5 комментариев
17 июля 2012 г. 11:25 #
Роман
 
Самый кайф этого законопроекта в том, что обойти эти правила у хапуг просто не хватит мозгов) Не раз встречался с этими товарищами в жизни - они способны хапать только там, где просто.
17 июля 2012 г. 18:03 #
Hapuga
Re:
Обойдём, не сумлевайся! Не такие столпы успешно обходили! В гору не пойдём!!!
3 августа 2012 г. 16:21 #
SaNaa
Re:
What's it take to become a sublime expounder of prose like yrouslef?
5 августа 2012 г. 10:04 #
Derrell
Re:
Articles like this are an example of quick, helpful asnrwes.
18 июля 2012 г. 23:25 #
Брюзга
 
расходы на ремонт товаров - очень странная строка
23 июля 2012 г. 17:35 #
Ivan
 
Закупите, что ли, мои знания и умения! Я много знаю и умею! Только вот продать себя за дорого не умею...
26 июля 2012 г. 13:50 #
Einshtein
 
оборонные заказы - это хорошо, закажите мне маленькую атомную бомбочку изготовить!!!
31 июля 2012 г. 6:40 #
Ali
Re:
Будь любезен, душка, приезжай в Техран - мы тебе всё оснащение передовое дадим - только делай!
22 декабря 2012 г. 22:53 #
Rolando
Re:
At last! Something clear I can udnestrand. Thanks!
24 декабря 2012 г. 13:17 #
Yavuze
Re:
I can't hear anything over the sound of how awesome this artcile is.
6 августа 2012 г. 14:15 #
Борисыч
 
Да здесь, по-моему на всякие критерии типа экономичских и экологических все равно, главный критерий - это цена
6 августа 2012 г. 14:17 #
Папа Карла
 
Гос.заказа это очень выгоднои престижно,только заполучить его очень и очень сложно
13 августа 2012 г. 19:56 #
Игорь
 
А как быть, если нет двух предпринимателей, которые предлагают свои услуги? А если это закупка, которая не привлекает кроме одного человека еще кого-нибудь? И из-за этого не проводится закупка? Мудрено сделано, надо конкретизировать. Ведь бывают такие случаи и особенно в маленьких населенных пунктах.
24 декабря 2012 г. 14:47 #
Pinduka
Re:
Good to see real expertise on display. Your contirubtion is most welcome.