Решение проблемы кадрового голода в РФ
.png)
Больше половины (54%) работодателей сетуют на дефицит кадров. При всей негативной статистике по кадровой проблеме, как российской, так и зарубежной, более трети (35%) компаний мира испытывают трудности с заполнением открытых вакансий. Таковы результаты ежегодных опросов. По прогнозам специалистов, Россия к 2020 году может столкнуться с дефицитом кадров в пределах от 8 до 22 млн человек. Принимая во внимание, что Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача создания до 2020 года 25 млн модернизированных рабочих мест, решение проблемы кадрового голода становится крайне важной.
В России есть две очевидные причины проблемы с кадрами. Первая – это демографическая яма. Вторая – практически отсутствие позитивных признаков повышения уровня образования за последние годы. Эксперты также обозначают еще две причины: лень и отсутствие гибкости у HR-специалистов, лень и отсутствие гибкости у собственников компаний и бизнеса в принятии более совершенной системы мотивации.
Проблема кадрового голода чаще всего уходит в плоскость «Кто виноват?» Хотя разумнее задаваться другим вопросом – «Что делать?»
Например, можно брать молодых выпускников и формировать у них необходимые компетенции. Однако ряд бизнесменов на этот счет высказываются критично. Они полагают, что бизнес напрямую не заинтересован в развитии своих сотрудников! Поскольку обучая молодого специалиста, ему дают бесценные знания и навыки, которые, как правило, ни один ВУЗ не дает. Опасность видят в том, что, как правило, "ученик" уходит с теми знаниями и с тем же бизнесом который ведет компания. Боязнь породить себе же потенциального конкурента.
Что нужно, чтобы преодолеть этот страх? Создавать свою команду. А она создается, как известно годами. Это труд, терпение, настойчивость и умение идти на риск, способность доверять и проверять, контролировать, не лишая необходимой меры свободы своих сотрудников.
По всей видимости, одна из проблем боязни, недоверия и т.п. в том, что нас учат быть потребителями и учат этому настолько интенсивно, что мы постоянно, вольно или невольно хотим больше, чем нам надо. Кадровый голод в обществе, который зациклен на потреблении, является одним из следствий этой проблемы. Мы потребляем больше, чем производим, и сегодня находимся в так называемой стратегической «вилке»: нам придется либо повысить производительность труда, либо понизить потребление.
Что делать?
Достаточно эффективный метод предлагает Министерство образования и науки, которое внедрило систему учета потребностей российской экономики в соответствующих кадрах. Система позволит анализировать потребность экономики в тех или иных специалистах, проводить экспертизу и анализ потребности экономики РФ и субъектов РФ в специалистах разного профиля, а также анализировать соответствие структуры подготовки специалистов прогнозу потребности в кадрах экономики. В свою очередь специалисты получают доступ к исходным статистическим и прогнозным данным, анализ и сценарное моделирование. Согласование прогнозных цифр через веб-интерфейс происходит на специализированном портале.
Будем надеяться, что требования вступивших недавно в законную силу поправок в Трудовой и административный кодекс и в федеральный закон о занятости, в которых четко обозначены положения о недопустимости дискриминации по возрасту – это позволит эффективнее решать кадровую проблему. В России сейчас целое поколение почти пенсионеров, полных энергии, которые могут работать. Их энергию необходимо использовать, тем более, что именно эта категория трудоспособного населения может являться посредниками в передаче опыта более молодым.
Дети у почти пенсионеров выросли, в детский сад никого вести не нужно, бытовые вопросы решены. Однако работодатели их не берут. А если принимают на работу, то не оформляют трудовые отношения. Похожая проблема с молодежью: энтузиазма достаточно, но опыта нет. Молодые и пока еще не имеющие достаточного опыта работники, не перекрывают запросов на рабочую силу. Именно эти вопросы призваны решиться с помощью поправок в Трудовой и административный кодекс.
Еще одно решение проблемы находится в понимании того, в чем суть проблемы с точки зрения статистики. В России 67 млн. активного трудового населения, 4 млн. пенсионеров и около 20 млн. человек находится в экономической тени. Они пьют, едят, потребляют и не делают никакого вклада в экономику. Поэтому важно понять, кто они, где находятся и как вывести эту группу населения из тени.
Несомненно, ответ на вопрос, что делать? находится в плоскости мотивационных моментов. Другими словами, это вопросы о том, как повысить мотивацию к повышению квалификации у сотрудников, как оценить инвестиции в профессиональное образование и как формировать инфраструктуру повышения квалификации.
В заключении отметим дистанционную форму обучения, как один из эффективных методов повышения квалификации работников различных областей и сфер деятельности. Это экономичный способ с одновременным широким охватом различных категорий работников. В данном случае необходимо найти способных учителей, преподавателей, ведущих он-лайн курсов, которые могут научить, а не просто транслировать информацию, а также сформировать мотивацию на саморазвитие и работу по самостоятельному формированию необходимых навыков и компетенций у целевой аудитории.